Концепция государственно-правовой политики противодействия торговле людьми в Российской Федерации до 2020 года

С.А. Глотов
доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой Международного юридического института
С.В. Сальников
аспирант

 

Проект[1]

Концепция
государственно-правовой политики противодействия торговле людьми
в Российской Федерации до 2020 года
[2]

§ 1. Состояние, цели и приоритеты правовой политики в области борьбы с современными формами рабства, торговли людьми в России, государствах-участниках СНГ

§ 2. Принципы и механизмы формирования правовой политики российского государства и общества по противодействию торговле людьми. Формы реализации данной правовой политики.

§ 3. Пути повышения эффективности федеральной и региональной правовой политики в сфере противодействия современным формам рабства, торговле людьми.

 

§ 1. Состояние, цели и приоритеты правовой политики в области борьбы с современными формами рабства, торговли людьми в России, государствах-участниках Содружества Независимых Государств.

1.1. В настоящее время торговлю людьми, учитывая её масштабный характер[3], а также международный размах деятельности преступных формирований, следует рассматривать в качестве одной из наиболее серьёзных транснациональных угроз безопасности как личности, так и государства.

Торговля мужчинами, женщинами и детьми в целях эксплуатации во всех её современных формах, несмотря на усилия, предпринимаемые на национальном и глобальном уровнях, получила массовое распространение. При этом грубейшим образом нарушаются права и свободы человека и, прежде всего, право на жизнь, на человеческое достоинство, на ценность личности, свободу передвижения, труд и т.д.

1.2. Только по минимальным оценкам Международной Организации Труда, из 12 миллионов человек жертв принудительного труда – минимум 2,45 млн. делаются жертвами торговли людьми в международном масштабе, из которых, по меньшей мере полмиллиона находятся в европейском регионе, зоне ответственности ОБСЕ. По данным ЕВРОПОЛ (2009г.), торговля людьми в целях трудовой эксплуатации увеличивается главным образом в строительном секторе с производства наркотиков и в организованном попрошайничестве. По данным этой организации возрастает торговля детьми в целях как сексуальной, так и трудовой эксплуатации. Растет число случаев долговой кабалы при этом жертвы порабощены и эксплуатируются самыми ухищренными методами с применением угроз или экономического давления.

В статистику следует дополнительно включить еще сотни тысяч жертв торговли людьми, в особенности из числа нелегальных мигрантов, которые делаются самыми уязвимыми для торговли людьми (по оценкам ПРООН за 2009 год около 4 миллиардов человек живет вне действий правовых норм и правовой защиты). Другим индикатором масштаба торговли людьми может служить объем преступных доходов.

В целом стоимость рынка торговли людьми составляет приблизительно 32 миллиарда долларов США, это высоко-прибыльный преступный бизнес, основанный на эксплуатации людей по всему миру (включая и Российскую Федерацию, страны СНГ) людей, которые стали предметом потребления неформальной экономики принудительного труда[4].

Широкому распространению современных форм рабства[5], торговли людьми способствует как глобальная перестройка международной экономики, вступление её в масштабную технологическую формацию, увеличение разрыва между бедными и богатыми[6], в т.ч. в РФ[7], рост труда, сферы потребительского рынка и услуг, возрастание нелегальной миграции, так и дальнейшее распространение транснациональной организованной преступности, развитие транспорта, информационно-коммуникационных технологий и т.д.

Нельзя не учитывать и того, что расширение рынка торговли людьми связано также с высокой прибыльностью этого бизнеса и низким уровнем риска по сравнению с другими видами преступной деятельности (он приносит около 7-10 млрд. дол. ежегодно по всему миру).

В число основных видов торговли людьми и форм эксплуатации сегодня входят:

1. Торговля людьми в целях эксплуатации их труда, в том числе:

      в условиях потогонной системы {усиленная эксплуатация при очень низкой оплате труда);

      в неформальной и теневой экономике;

      при производстве контрафактной продукции;

      при эксплуатации в домашних условиях.

2. Торговля людьми, особенно женщинами и детьми, с целью сексуальной эксплуатации:

      организация проституции, в том числе в форме сексуального рабства, включая проституцию в местах военных конфликтов и присутствия вооруженных сил;

      организация секс-туризма;

      производство порнографической продукции.

3. Торговля детьми а целях:

     сексуальной эксплуатации (для организации детской проституции, секс-туризма и для производства порнографической продукции);

     эксплуатации их труда (детский труд на производстве и в сфере услуг, в качестве домашней прислуги и в других сферах);

      трансплантации органов и тканей;

      незаконного усыновления/удочерения.

4. Торговля людьми, особенно с использованием детей и инвалидов, в целях организации попрошайничества, в том числе «аренда» младенцев для попрошайничества.

5. Заключение браков в целях эксплуатации, в том числе:

      для эксплуатации в домашнем хозяйстве (например, в качестве домработницы и т.п.);

       для принудительного вынашивания и рождения детей.

6. Торговля людьми с целью принуждения к суррогатному материнству или репродуктивным функциям.

7. Торговля людьми с целью принудительной трансплантации органов и тканей.

8. Торговля людьми с целью использования их в вооруженных формированиях.

9. Использование солдат для принудительных работ.

Как и виды торговли людьми, формы установления контроля над человеком различны и включают: лишение свободы действий; изъятие и удержание документов; долговую зависимость; физическое насилие или угрозу его применения; использование психологического насилия; шантаж {например, угроза депортацией в отношении нелегальных мигрантов и других жертв, угрозы причинением вреда родственникам жертвы, угроза предать огласке скрываемую информацию или сообщить властям о занятии проституцией); ограничение свободы передвижения или контактов с родственниками; мошенничество, принуждение к бесплатной работе или к работе с неясными перспективами оплаты; отказ в заключении договора о найме, невыплату заработанной платы и неправомерные ограничения возможности увольнения (удержание работников).

Данная классификация не является исчерпывающей, поскольку формы торговли людьми постоянно изменяются. При классификации форм торговли людьми очень важно учитывать умение торговцев быстро адаптироваться к принимаемым против них мерам по борьбе с торговлей людьми, а также к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям[8].

В этой связи закономерно, что на пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности («Палермская конвенция»). В дополнение к этой конвенции были приняты два протокола, которые катаются конкретных видов транснациональной организованной преступности, вызывающих особое беспокойство государств — членов Организации Объединенных Наций.

Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху касается всё обостряющейся проблемы деятельности преступных групп, занимающихся ввозом и вывозом мигрантов. Это часто связано с большим риском для мигрантов, но приносит доходы преступникам. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее («Палермский протокол») касается проблемы современного рабства, когда организованные преступные группы наживаются на стремлении людей к лучшей жизни.

После того как в сентябре 2003 года эту конвенцию и дополняющие ее протоколы ратифицировала сороковая страна, их положения приобрели обязательную юридическую силу. Ратифицировавшие их государства обязаны принять ряд мер по противодействию транснациональной организованной преступности. Российская Федерация ратифицировала конвенцию 24 марта 2004 года[9].

Если до 2001 года основными участниками борьбы с торговлей людьми были международные и неправительственные организации, то после ратификации конвенции Российской Федерацией к этой деятельности все активнее стало подключаться и ее правительство. Шаги, предпринятые после ратификации Палермской конвенции и Палермского протокола, позволили обеспечить осуществление новых норм уголовного законодательства[10], ставящих вне закона торговлю людьми на территории Российской Федерации.

Вслед за ООН, Совет Европы принял Конвенцию о противодействии торговле людьми (Варшава, 16 мая 2005 года), которая затем вступила в силу.

Совет Европы ощущал необходимость усилить противодействие торговле людьми путём разработки юридически обязательного к исполнению договора. Комитет Министров заказал исследование целесообразности принятия Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, в которой содержалось Заключение о ценности такой конвенции на основании трёх факторов:

1. Речь шла о региональном документе, дополняющем Палермский протокол ООН (всемирный документ), лучше приспособленный к европейским реалиям и покрывающем все аспекты торговли людьми; 2) особое внимание к правам жертв как правам человека, включая гендерные аспекты, в соответствии с одной из основных миссий Совета Европы; 3) создание эффективного и независимого механизма мониторинга[11].

2. Ещё раньше, в 1950 году, Совет Европы принял Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, содержащую статью 4: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии …», а Европейский Союз в 2000 году – Хартию Союза об основных правах, в ст. 5 которой говорится: «1. Никто не может содержаться в рабстве или подневольном состоянии. 2. Никто не может привлекаться к выполнению принудительного или обязательного труда. 3. Торговля человеческими существами запрещена»[12].

3. В указанные годы, особенно активно с 1998 года, и в рамках СНГ создается комплексная правовая база по противодействию торговле людьми, организованной преступности. Были приняты:

— Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 года;

— Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного пребывания от 7 октября 2002 года;

— Соглашение о сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 года;

— Модельный закон о противодействии торговле людьми от 3 апреля 2008 года[13];

— Программа сотрудничества в борьбе с торговлей людьми на 2011-2013 годы и другие документы[14].

1.3. Подробное описание положения дел с торговлей людьми, распространением современных форм рабства в России содержится в докладе «Торговля людьми в Российской федерации. Обзор и анализ текущей ситуации проблемы 2006 год», подготовленном Е.В. Тюрюкановой при поддержке ряда международных организаций, работающих в нашей стране (Международной организацией труда; Международной организацией миграции; Детского фонда ООН; программы развития ООН; управления ООН по наркотикам и преступности и т.д.).

Он содержит общий обзор ситуаций, глава 1, главу 2 «противодействие торговли людьми», главу 3 «проблемы и потребности в информации, законодательстве, практической работе и рекомендации».

В докладе обращается внимание на следующие существенные аспекты:

— Проблема торговли людьми впервые стала объектом общественного внимания в 1997 году, с того времени как правительственными учреждениями и гражданским обществом были предприняты значительные усилия по борьбе с этим явлением;

— В России меры, предпринимаемые в борьбе с торговлей людьми, до настоящего времени осуществлялись непоследовательно и без должной координации. С целью преодоления этого в марте 2004 года в РФ была создана современная рабочая группа с участием сотрудников ООН и МОМ.

— Комплексный подход в противодействии торговле людьми должен быть основан на двух ключевых составляющих: 1. приоритет прав человека; 2. первостепенное внимание к интересам пострадавших (жертвам торговли людьми).

— Российская Федерация приняла уголовное законодательство против торговли людьми[15], но многие другие вопросы, без которых невозможна эффективная борьба с торговлей людьми, остаются пока без ответа, что относится к защите свидетелей и помощи пострадавшим, принципам работы с жертвами и защите их прав человека в ходе расследования и судебного разбирательства, и многим другим вопросам.

— Основной по масштабам группой риска для торговли людьми в целях использования рабского труда в РФ являются мигранты, нелегально работающие в теневой экономики нашей страны. В эту группу входят в основном мужчины и женщины молодого и среднего возраста с низким уровнем образования, общей численностью от 3 до 5 млн. человек[16],[17].

— Если до 2001 года основными действующими лицами в борьбе с портив торговли людьми в России были международные и неправительственные организации, то после подписания Конвенции против транснациональной организованной преступности и дополняющих её Протокола «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» и Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, в эту деятельность всё активнее включилось государство[18]. Государственным органам необходимо и дальше наращивать усилия по созданию в обществе негативного климата по отношению к современным формам рабства и подневольного состояния людей, их эксплуатации, формированию целенаправленной политики государства в решении этих вопросов.

— Многие трудности в правоприменительной практике по проблематике торговли людьми сегодня связаны с неясной и нечёткой дефиницией понятия «эксплуатация человека». Уточняя это понятие, важно указывать конкретные формы контроля над человеком, насилия и нарушения его прав. Особенно часто могут квалифицироваться как эксплуатация (постановка в долговую зависимость, принуждение к слишком интенсивному труду, к незащищённым сексуальным контактам, изъятие документов, ограничение свободы передвижения, шантаж, использование труда без оплаты и другие формы насилия).

Также в российском законодательстве отсутствует определение жертвы торговли людьми, которое содержится в некоторых международных документах (Брюссельской декларации и др.). Отсутствие этого определения создаёт серьёзные проблемы для правоприменительной практики, связанные с вопросами идентификации потерпевших[19].

— Страны Европы и США по-прежнему остаются в числе основных стран назначения для преступной торговли людьми из России. В то же время, сама РФ является привлекательной для мигрантов из менее развитых стран, при том, что со второй половины 1990-х годов средняя оплата труда в производственном секторе России была в 50 раз ниже, чем в Японии, и в 30 раз ниже, чем в США. Любой из групп риска может подвергаться трудовым формам эксплуатации, граничащим с рабством и торговлей людьми. Многие из этих людей (мигрантов, безработных и т.д.) вынуждены трудиться неформально, без какой-либо социальной защиты.

В Докладе сделан вывод о том, что Россия и дальше будет оставаться центром приёма и одновременно страной вывоза людей для криминальной эксплуатации.

— Одной из самых серьёзных причин торговли людьми стал кризис семьи в России. Около 14 млн. российских детей растут в неполных семьях[20]. Доходы этих семей, как правило, значительно ниже, чем в семьях, где двое работающих родителей.

Дети и подростки (до 18 лет) часто попадают в «группы риска» (особенно часто из семей малоимущих, семей алкоголиков, неблагополучных семей, испытывающих насилие в семье) имеют самый высокий шанс стать бедными. В Докладе ЮНИСЕФ по России утверждается, что самые высокие риски бедности испытывают многодетные семьи (72%), семьи с тремя и более детьми и сельские семьи – их риск попадания в число бедных составляет 62,5%.

— Наиболее распространённой формой торговли людьми в России является эксплуатация рабского труда, но получает дальнейшее развитие торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации. По данным МВД России, секс-работой занято 150 тыс. женщин. Однако, по экспертным оценкам, только в Москве работает от 80 до 130 тыс. секс-работниц, в Санкт-Петербурге – 20-30 тыс. женщин. В Казани большую часть секс-работниц составляют безработные и матери-одиночки, в Томске – студентки местных вузов, в Новосибирске и Барнауле – потребители наркотиков.

Большинство женщин, занимающихся проституцией в крупных городах, это мигранты из других стран или выходцы из российских сёл и малых городов, посёлков. Практически вся московская проституция – организованная, т.е. секс-работницы работают на сутенёра, который, в свою очередь, крышуется организованными преступными группировками. В целом, существуют тесные связи сектора секс-услуг с ОПГ.

В Докладе отмечается, что кроме внутренней секс-торговли, Россия выступает как страна-донор. По данным МВД, в последние годы в РФ получила широкое распространение поставка женщин за границу для занятия проституцией. Растёт поток женщин из нашей страны в европейские страны, страны Ближнего Востока и Азии (Израиль, Турцию, ОАЭ, Таиланд),

Назад

Комментарии 0

Добавить комментарий